Get Adobe Flash player

Программа родительского всеобуча в МБОУ «Актюбинская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2015г.

Программа родительского всеобуча
в МБОУ «Актюбинская средняя общеобразовательная школа»
на 2013-2015г.


1.Пояснительная записка

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
Совместная деятельность семьи и школы позволяет обеспечить эффективность психического и социального развития учащихся, вывести ребенка из группы "трудных", нормализовать условия его развития, сформировать необходимые навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников.
Цели родительского образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в школе в ряду других субъектов воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.
Образование родителей на базе общеобразовательного учреждения ориентировано на актуальные проблемы жизни, семьи и ее взаимодействия со школой.
Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей.
Для успешной организации обучения нужны люди, которые будут проводить эту работу. Это могут быть классные руководители, председатели методического объединения классных руководителей, заместители директора по воспитательной работе и социальной защите детства, руководители социально-психологической службы.
Психологическая служба школы:
• проводит диагностику стиля воспитания в семьях;
• осуществляет на основании полученных данных индивидуальные консультации для родителей (по проблемам взаимодействия детей и родителей, учеников и учителей, родителей и педагогов) с целью реальной коррекции этих взаимоотношений;
• проводит тематические практикумы для родителей, способствующие профилактике и преодолению возникновения психологических и педагогических проблем в семье и школе.
Форма проведения занятий родительского всеобуча: лекции, семинарские занятия, конференции, "круглые столы", "мозговые штурмы", деловые игры, индивидуальные беседы и консультации.
Такая система взаимодействия школы и семьи позволит реально осуществить гуманистические личностно-ориентированные подходы в целостном воспитательном процессе.
Отбор материала для программ родительского образования подчинен нескольким принципам:
• родительское образование базируется на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка.
• материл, отобранный для изучения должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям из детей-школьников.
• учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению поставленных в программе задач.
Одним из главных принципов родительского образования является принцип вариативности.

2.Этапы проведения работы родительского всеобуча.

Весь учебный материал в программах компонуется вокруг центральных проблем, распределенных по разделам (классам), для обеспечения последовательности изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и развития психолого-педагогических знаний родителей.
1. Начальный этап родительского образования - дошкольный период, когда дети 4-6 лет только готовятся пойти в школу и, соответственно, к этому непростому переходу от детства к школьной жизни готовятся и их родители. На данном этапе предлагаются такие формы родительского всеобуча как: "Материнская школа" и "Клуб молодой семьи". Слушателями в них станут молодые родители, дети которых впервые пойдут в школу. Круг их интересов обозначен рядом вопросов:
-родительского образования - дошкольный период, когда дети 4-6 лет только готовятся пойти в школу и, соответственно, к этому непростому переходу от детства к школьной жизни готовятся и их родители.
"Нужно ли учить ребенка читать и писать до школы?",
"Какие методики дошкольного обучения существуют и надо ли их использовать родителям, готовя детей к школе?",
"Может ли ребёнок быстро адаптироваться в коллективе сверстников, или это следует осуществлять постепенно?",
"Как развивать творческие способности ребенка?",
"Как вести себя родителям с постепенно взрослеющим ребенком?",
"Эмоциональный мир дошкольника",
"Роль игры в развитии ребенка-дошкольника",
"Как должны поступать родители, если в поведении ребенка появились отдельные невротические реакции?", и т.д.
2. Второй этап – родительское образование для тех, чьи дети являются учащимися 1-4 классов.
Здесь центральными проблемами для родителей являются проблемы адаптации младших школьников к новой для них среде, а также вопросы сохранения психического здоровья ребенка и формирования у младшего школьника навыков учебной деятельности.
Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-10 лет.
Здесь очень важно довести до родителей, что младший школьный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Мотив "Я хочу" отходит в этом возрасте на второй план, уступая установке "Я должен". Можно говорить, таким образом, с родителями о развитии рефлексивных способностей их детей. В рефлексии реализуется психическая активность ребенка. В младшем школьном возрасте рефлексия существует на фоне переживания таких чувств как горе, радость, стыд, гордость, вызванных личным поступком. Содержание ее – поиск линий собственного поведения. Приобретенные рефлексивные способности окажут неоценимую услугу ребенку при разрешении проблемных ситуаций при общении с педагогом и сверстниками.
Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения и психических функций. Однако, у некоторых детей начинает преобладать тревожное, беспокойное, угнетенное состояние. Появляется устойчивый страх не справиться с предъявляемыми требованиями. Все это отрицательно сказывается на нервной системе школьников, порождает "уход в болезнь". Предотвратить такое развитие событий – задача родителей и педагогов в период начальной школы. Большая удача для детей, если стилем общения между ними и взрослыми будет демократический стиль, подразумевающий взаимопонимание, сотрудничество, обеспечение активной позиции, нравственных установок ребенка.

3. Третий этап – основное общешкольное родительское образование (группа родителей учащихся 5-9 классов).
Для достижения максимального эффекта воспитания в этой возрастной группе необходим ряд условий, соблюдаемых родителями и педагогами:
• уважение к личности ребенка, его право на самоопределение;

• расширение прав детей и родителей, тесное сотрудничество школы и учреждений дополнительного образования с семьей;

• при формировании образовательной политики образовательного учреждения необходим индивидуальный подход к обучению и воспитанию, принцип диалогичности;

• формирование ролевой идентичности подростка через предоставление ему возможности попробовать себя в различных видах деятельности, а также развитие ответственности за собственные поступки.

В результате проведения такой педагогической работы подросток учится:
• осознавать себя как личность, индивидуальность;
• понимать себя в сравнении с другими людьми и позитивно строить свои отношения с окружающим миром;
• осознанно делать жизненный выбор и управлять своим поведением;
• стремиться к самосовершенствованию, осознавая необходимость волевого самопринуждения ради достижения жизненных целей;
• обладать сознательностью и высоким уровнем самоорганизации.

Исходя из вышеизложенного, главной целью образования родителей на этом этапе является формирование у них представления об особенностях личности подростка. На основе психолого-педагогических знаний необходимо раскрыть основные законы развития личности подростка, вооружить родителей элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания своих детей.

4. Четвертый этап – образование для родителей учащихся 10-11 классов.
Центром обсуждения здесь становятся проблемы, свойственные старшему школьному возрасту (детям 15-17 лет): профессиональная ориентация, социализация и самореализация старшеклассников, подготовка к семье и браку.
Центральный психологический процесс юношеского возраста – развитие самосознания, которое пробуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с образом своего "Я". Активная жизненная позиция вырабатывается только через самостоятельные поступки и творчество. Важнейшими социальными потребностями юношества становятся потребности в общении, сопереживании, в обособлении и уединении. Взрослые должны признать, что возрасту старшеклассников свойственен многообразный творческий потенциал, стремление к интенсивному познанию, склонность к мечтанию, ярко выраженная потребность в достижении.
Программа родительского всеобуча на данном этапе включает изучение основ процесса личностного самоопределения подростка (развитие самосознания, формирование систем ценностных ориентаций, жизненных планов и др.), составление ценностно-ориентационного портрета современного старшеклассника.

3.Материально - техническое обеспечение программы.

Создание условий для совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.
Приобретение методической, художественной литературы по вопросам семейного воспитания.
Обновление информационного стенда в помощь родителям.
Укрепление материально-технической базы за счет спонсорской помощи и привлечения внебюджетных средств.

4.Стимулирование участников образовательного процесса, в том числе родителей.

Моральное и материальное поощрение (премии, призы, подарки, благодарности).
Благодарственные письма родителям за хорошее воспитание ребенка.
Почетные грамоты и дипломы.
Поздравление родителей с календарными праздниками.
Персональные выставки изделий декоративно-прикладного искусства (семей).

5.Предполагаемые результаты реализации программы.

Разнообразие форм взаимодействия школы, семьи и социума.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность.
Психолого-педагогическое просвещение семьи.
Профилактика негативного семейного воспитания.
Формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка.
Удовлетворенность родителей:
- качеством образовательно-воспитательного процесса;
- психологическим климатом в коллективе;
- условиями для развития личности ребенка.

Полезные ссылки

 

uchastnic
 

 

Счетчики посещения сайта