Get Adobe Flash player

СЦЕНАРИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Раскладка времени на родительском собрании может быть такой:

  1. 1)проверка присутствия родителей на собрании – 5 мин;
  2. 2)вступительное слово (представление гостей, если они есть) – 5 мин;
  3. 3)анализ классным руководством или воспитателем общей обстановки в классе, успеваемости, дисциплины, выполнения общественно полезных дел и т. д. – 10 -15 мин;
  4. 4)выступление классного руководителя по конкретным ученикам, кто и чем отличился (негатив оставить для персонального обсуждения) – 15 мин;
  5. 5)обсуждение проблем воспитания самими родителями, их предложения и комментарии – 15 мин;
  6. 6)классный руководитель сообщает о дате нового собрания, отчитывается вместе с родительским комитетом о потраченных общих денежных средствах, просит родителей нерадивых учеников остаться и благодарит всех за участие в собрании – 5 мин.

 

Тема « Понимаем ли мы своего ребенка?»

Цель:

  1. 1)знакомство с приемами взаимопонимания и в, первую очередь, обучение активному выслушиванию ребенка;
  2. 2)научиться сообщать о своих чувствах и понимать чувства другого в конфликтной ситуации.

Форма: общение в виде тренинга.

Подготовка к собранию:

  1. 1)нарисовать плакат: «Учимся правилам активного слушания»;
  2. 2)написать родителям на карточках или одном большом листе ватмана типичные ситуации общения родителей с детьми, приводящие к конфликту.

Оборудование кабинета:

  1. 1)в помещении, где будет проходить собрание, лучше всего поставить стулья кругом;
  2. 2)изготовить плакат с описанием основных признаков высказываний.

Ход собрания. Родители рассаживаются на стулья по кругу.

Вступительное слово руководителя:

Многие из нас, несмотря на то, что прожили значительную часть своей жизни, так и не научились общаться между собой. Общение является обычным обменом информацией между людьми, но успех любого общения определяется взаимопониманием. Часто конфликты возникают по причине отсутствия взаимопонимания. Ссоры и несогласия усиливаются из-за того, что мы не способны увидеть ситуацию глазами другого человека. При отсутствии взаимопонимания не может быть и доверия. Если мы будем владеть всеми приемами эффективного общения, нам легче будет понимать своих детей, а им проще будет с нами. Мы не роботы и не компьютеры. Наше общение − это обмен не только информацией, но и эмоциями, переживаниями, чувствами.

На этом тренинге мы попытаемся научиться активно слушать.

Часто мы умение слушать подменяем паузой, которую выдерживаем, ожидая возможности высказаться самому, когда наш собеседник, наконец, перестанет говорить. Учитывая, что наш собеседник «бесправный» подросток, рассчитывать, что его не только выслушают, но и поймут, не приходится.

Активно слушать ребенка нужно всегда. Бывают случаи, что совсем маленькие дети, едва умеющие говорить, и вдруг лепечут поразительно интересные вещи. Подросток значительно старше, у него самостоятельная жизнь, и прислушиваться к нему необходимо. В текучке дней мы не всегда обращаем на это внимание, но есть моменты, когда мы обязаны быть внимательными. Это когда у нашего ребенка эмоциональные проблемы: он сконфужен, унижен, обижен, ему стыдно и больно.

В качестве примера рассмотрим очень типичный случай.

Приходит подросток домой со слезами на глазах, бросает в угол комнаты портфель (сумку) и заявляет, что больше в эту проклятую школу не пойдет. Лицо искажено гримасой обиды на весь белый свет.

Как поступают родители в подобных случаях? Есть три варианта. Рассмотрим их по очереди.

Первый: родители тоже устали, раздражены, замучены безденежьем и связанными с ним проблемами. В этом случае часто следует окрик: «Что значит, не пойду? Я тебе дам, не пойду! Пойдешь, как миленький. Хочешь неучем остаться?» Далее может последовать тирада о пользе учения и угрозы, связанные с нежеланием отрока учиться. Подросток в этом случае или замыкается в себя, или убегает к друзьям. Родители не поняли серьезности ситуации, в которую попало их любимое чадо, иначе повели бы себя совсем по-другому.

Второй вариант: родители пытаются узнать, что случилось, но у них с сыном (дочкой) нет взаимопонимания. Они раньше не очень к нему прислушивались. Все попытки узнать правду заканчиваются молчанием или малопонятными фразами, из которых картину случившегося выстроить не удается. Эффект тот же: ребенок отгораживается стенкой или уходит туда, где его поймут и посочувствуют.

В третьем случае к родителям, умеющим слушать, подросток придет сам как к последней надежде в его сложном положении. Его боль и унижение, которым он подвергся, сразу передадутся и им. Сопричастность и сострадание самых близких ему людей сделают его обиду не такой жестокой. Спокойный голос, взгляд глаза к глаза еще более расположат к вам ребенка. На вопрос: «Что случилось?» − вы не сразу получите ответ. Положение вашего сына (дочки) подсказывает ему, что и у вас из-за него могут быть неприятности. Какое-то время он изворачивается, не говорит правды. Наконец понимает, что деваться все равно некуда, и рассказывает вам все начистоту. Выясняется, что группа ребят из старшего класса занимается откровенным грабежом школьников младшего возраста. Мало того, что забирают все, что дают родители на завтраки, так еще заставляют принести из дома. Выясняется, что он неоднократно крал деньги из маминой тумбочки и сдавал алюминиевую утварь во вторчермет. Теперь с него запросили такую сумму, которую он не знает, где взять.

Далее опять вопрос взаимопонимания: «Как ты мог так поступать!» − мог вскричать отец с последующей тирадой о том, что нужно было сразу все сказать. В этой ситуации нужно поставить себя на место своего сына. Как бы вы поступили? И тогда вопрос будет другой: «Чего ты хочешь, сынок? Я могу перевести тебя в другую школу, сдать подонков в милицию или пойти с приятелем и переломать им ребра». В такой ситуации подросток чаще выбирает другую школу. Он боится мести друзей этих ребят и выбирает самый безопасный путь и для себя, и для своего отца.

Своим умением слушать вы подводите ребенка к конструктивному решению проблемы, сохраняя с ним хорошие отношения.

Теперь, после того как классный руководитель привел пример, участвующие разбиваются на пары (один «взрослый», другой −  «ребенок»). На карточках или большом ватмане расписаны конфликтные ситуации, выбрав некоторые из них, участники начинают игру.

Правила активного слушания висят на плакате, и играющие могут ими воспользоваться:

-        смотреть в лицо ребенка, глаза на одном уровне;

-        стараться изображать чувства, испытываемые ребенком;

-        использовать утвердительную форму высказывания и вопросов стараться не задавать;

-        давать ребенку время на обдумывание, для чего держать паузу.

После игры предложить родителям высказаться. Высказывания записать на доску или плакат.

Высказывания могут быть примерно такими:

-        ребенок рассказывает значительно больше, когда видит, что его внимательно слушают;

-        после разговора подросток сам пытается решить свою проблему;

-        мы начинаем лучше понимать друг друга;

-        переживания ребенка значительно уменьшаются.

Теперь, после игры мы разобрались, что активное слушание − это путь к установлению лучшего контакта с ребенком.

Далее игра будет другой. Речь шла о переживаниях ребенка. Но ведь и родители сильно переживают за своих чад и очень расстраиваются, когда те невнимательны, грубы, черствы, эгоистичны и т.д. Требуя к себе «внимания, выполнения тех или иных работ по дому, взрослые повышают голос, требуют, приказывают, оскорбляют, а в ответ получают то же самое. В лучшем случае подросток на это не реагирует.

Наиболее типичные фразы родителей: «Сколько раз тебе повторять: вынеси мусор!». «Ты опять прогулял школу, хочешь неучем остаться!».

«Когда ты, наконец, будешь приходить вовремя!».

Все эти высказывания содержат негативную оценку поведения и самой личности подростка, поэтому они и неприемлемы. В них везде звучит местоимение «ты», поэтому подобные высказывания получили название «Ты» –  высказываний».

Психологи советуют избегать таких высказываний и использовать «Я» -высказывания. Вот какие у них признаки.

  1. 1.В конфликтной ситуации стараться описывать свои чувства и эмоции.
  2. 2.Кратко, без оценок описать ситуацию или поступок ребенка, при этом касаться только поведения, но не трогая личность.
  3. 3.Сформулировать результат, который вам желателен.

Тогда приведенные выше высказывания станут выглядеть таким образом:

«Я собираюсь готовить обед, но мусор складывать совершенно некуда. Очистки от овощей вываливаются на пол. Как хорошо, если бы мусорное ведро было пустым».

«Сегодня я говорила с твоим классным руководителем по поводу посещаемости тобой занятий. Мне было очень стыдно. Я не знала, как себя вести. Если начались проблемы с занятиями или твоим поведением в школе, давай сядем и поговорим об этом. Помощь мы тебе всегда окажем».

«У нас в семье принято приходить домой в определенное время. Когда любой член нашей семьи задерживается, я сильно переживаю и нервничаю. Я очень прошу тебя приходить домой до 10 ч вечера. Если тебе нужно задержаться, ты будешь предупреждать, и я буду чувствовать себя спокойно».

Разговаривать в такой манере трудно. Родительская власть требует своего. Чтобы высказываться о своих чувствах и эмоциях в таком виде, нужна длительная тренировка. Результат «Я» – высказываний тоже будет не мгновенным и неоднозначным. Большая часть детей поймет и оценит, но будут и такие, которые примут это за родительскую слабость. Этого нельзя исключать. Для черствых и слабовольных детей жесткие методы эффективнее: факт скандала дома будет служить для них сдерживающим фактором. Автору известны уже выросшие дети, к которым родители относились, как к равным. Они видели от родителей только любовь и уважение, но, несмотря на это, ни мусор их нельзя было заставить вынести (ни в какой форме), и уйти они могли на всю ночь, имея при себе мобильный телефон и не отвечая до утра на звонки родителей. Я не могу этот феномен объяснить ничем, кроме генетической предрасположенности. Возможно, что тут именно «битие» определяло сознание, но оно не использовалось по причине высокой культуры семей. У казаков за проступки секли даже атаманов, но уважение к ним после этого было еще больше.

Итак, вернемся к нашей тренировке. Безусловно, что для большинства детей данный способ достаточно эффективен, потому что основан на уважении и доверии. Он дает возможность и ребенку, и родителям лучше попять друг друга и прийти к диалогу.

Для примера проведем две ролевые игры, где одна и та же ситуация будет обыграна с помощью «Ты»-высказываний и с помощью «Я»-высказываний.

Ситуация для всех участников тренинга: «Время первый час ночи. Сын задерживается на улице, хотя должен прийти до десяти часов, в крайнем случае, до одиннадцати. Отец лег спать − ему на работу, а мать нервничает, потому что не знает причину задержки. Около часа ночи сын появляется дома, и состоялся следующий диалог...»

«Легенда» для сына: «Вы были в компании парней и девушек, одна из которых вам очень нравится. Сегодня они обратила на вас внимание, и вы проболтали с ней все время, забыв о пространстве, времени и самом себе, опомнились, когда одного из группы позвали домой взволнованные родители. Вы тут же побежали домой, понимая, что заставили волноваться родителей. Дома состоялся диалог...»

Тема: «Мы дружная семья»

 

Цель: обсудить проблемы воспитания подростков в семье, обменяться опытом.

Форма проведения: беседа.

Подготовка к собранию: изготовление памяток, желательно при проведении собрания создать благоприятный музыкальный фон.

Ход собрания. Классный руководитель обращается со вступительным словом. Он говорит, что важнее воспитания нового поколения у человечества нет задачи. Эта задача решается главным образом в семье. Не исключая и ответственности школы, общества и генетических предрасположенностей нового поколения, семья является основным воспитательным инструментом. Сегодняшнее собрание посвящается воспитанию подростка именно в семье.

Далее родителям предлагается анкета, которая помогает выявить отношение к воспитанию ребенка.

Анкета:

1. Ваш ребенок совершил нехороший поступок. Ваша реакция:

  1. A)поставите себя на место вашего ребенка;

Б) разберетесь и накажите;

В)накажите без особых разговоров.

2. Ваш подросток так себя повел, что вывел вас из себя:

  1. A)вы сохраните самообладание;

Б) покажете свое неудовольствие;

  1. B)накричите и накажете.

3. Считаете ли вы, что с вашим ребенком нужно советоваться по разным вопросам?

A) да;

Б) иногда;

B) нет.

4. Можете ли вы устоять против просьб подростка, понимая, что это каприз?

  1. A)да;

Б) иногда;

  1. B)нет.

5. У вас важные дела, а ребенок подошел со своей проблемой, Вы:

  1. A)оставите дела и займетесь ребенком;

Б) попросите подождать;

  1. B)попросите не лезть не вовремя.

6. Вы совершили ошибку при общении с подростком:

  1. A)признаетесь и извинитесь;

Б) признаетесь в ошибке;

  1. B)посчитаете себя правым.

7. Всегда ли вы отказываетесь от обидных слов в адресе подростка:

A) да;

Б) иногда;

B) никогда.

8. Выделяете ли вы день, когда ребенок предоставлен сам себе?

A) да;

Б) иногда;

B) никогда.

9. Помогаете ли вы своему подростку делать уроки?

A) да;

Б) иногда;

B) нет.

10. Всегда ли вы поощряете своего ребенка, когда он по собственной инициативе сделал доброе дело?

A) да;

Б) иногда;

B) никогда.

Результаты анкеты классный руководитель может проанализировать позже и дать рекомендации слишком жестким или, наоборот, слишком добрым, родителям. Далее классный руководитель произносит небольшое вступительное слово.

Дорогие родители!

Для вас не секрет, что ваши дети, перейдя в подростковый возраст, сильно изменились. Раньше они были послушными, добрыми, ласковыми, хотя и тогда бывали конфликты, но они носили не напряженный характер и проходили в считанные минуты. Подростки другие. Они внезапно становятся непослушными, резкими, порой и грубыми. Именно от их грубости больше всего страдают родители. В чем же причины этого явления?

К 14−15 годам подросток начинает чувствовать себя  взрослым и не понимает, почему его продолжают считать ребенком. Наступает пубертатный период, т.е. период полового созревания. Идет полная перестройка организма, перестраивается вся эндокринная система. В кровь огромным потоком начинают поступать гормоны, которые «играют» его настроением. Эта двойственность состояния между детским возрастом и взрослым приводит к неуверенности в себе. Появляются тревога, излишняя нервозность, резкая смена настроения. Только что жизнерадостный ребенок вдруг сник, опустил голову и загрустил. Такое явление в это время не редкость. Подростки пытаются быть самостоятельными, независимыми от взрослых, и, если в этот время их не понимают и излишне опекают, то, кроме отрицательных результатов, такое воспитание ничего не даст. Bозрастают конфликты, ребенок становится нетерпим к любым воспитательным воздействиям и особенно к нравоучениям. Они часто заканчиваются ссорой и грубостью с обеих сторон.

Подростки часто ходят обиженными, непонятыми, и в этой связи готовыми доказать свою правоту любой ценой. Бывает, что и ценой собственной жизни. Именно в этом возрасте формируются переживания, которые психиатры называют сверхценными. Простые жизненные проблемы они могут рассматривать очень серьезно.

В этой ситуации нужно помогать детям выходить из подобных состояний, объяснить, что ничего серьезного не произошло, что скоро все кончится, и он сам посмеется над тем своим состоянием, которое сейчас его сильно угнетает. Всегда надо помнить, что, как бы надуманны, искусственны и смехотворны ни были переживания подростка, угрозу для его жизни они представляют весьма реальную. Мы же не можем влезть в его голову и оценить масштаб катастрофы, которую он сам себе там представил. Примеров таких в жизни очень много. Недавно произошел один такой случай, настолько нелепый, что его комментировали по нескольким каналам телевидения. Девочка 14 лет встречалась с мальчиком. Ее кавалер психически был не совсем здоров, но она вела себя совершенно нормально − нежная, ласковая, отзывчивая, добрая девочка, помогала по дому, хорошо училась, никаких конфликтов ни в семье, ни в школе, ни со сверстниками у нее не было. Мальчик задумал самоубийство и пригласил ее. Она пошла, и они вместе прыгнули с высоковольтной мачты с высоты почти 30 м. Расследование показало, что следов борьбы или насилия не было. Сделали подростки это вместе, добровольно. Что тут скажешь? Остается только развести руками со слезами на глазах.

Очень трудно в таких ситуациях выдерживать золотую середину. С одной стороны, процесс воспитания не должен прерываться, и подросток должен находиться под опекой взрослых, с другой − нужно дать ему возможность самореализоваться. Он должен быть достаточно самостоятельным, чтобы принимать решения и нести за них ответственность. Любому человеку, а подростку в особенности, нужно, чтобы его понимали, любили, ценили, уважали (вспомните фильм «Доживем до понедельника»). Тогда ему легче совершенствоваться в делах, в учебе и в жизни в целом, легче реализовать свои способности. Подросток должен любить себя, т.е. иметь высокую самооценку. Она закладывается, в первую очередь, его родителями. Если они внимательны и терпеливы к его недостаткам и кропотливо, но не навязчиво работают над их исправлением, ребенок вырастает с адекватной самооценкой. Если же его все время критикуют, ругают, муштруют, его самооценка будет низкой. Ведь как подросток может оценить себя? В первую очередь по поведению окружающих. Уже позже, имея жизненный опыт, взрослым человеком он может сравнить себя с другими людьми и сформировать собственную оценку.

Но вернемся к подросткам. Если родители его хвалят, поощряют, он чувствует любовь и заботу, то и в душе у него складывается ощущение, что с ним все в порядке. Если его все время критикуют, говорят обидные слова, а иногда и наказывают, то у него формируется низкая самооценка. Тогда он нарочно начинает совершать плохие поступки. Это его протест, в котором скрываются горечь и отчаяние. Родителям нужно постоянно следить за собой и не допускать перекосов ни в одну, ни в другую сторону. Как найти середину?

Тема: «Профилактика употребления наркотиков  и других психотропных веществ»

 

Цель: рассказать родителям об опасностях, которые представляют собой наркотические и психотропные вещества.

Форма: лекция.

Участники: родители вместе со своими детьми.

Ход собрания.

Лекция классного руководителя. В настоящее время наркотики и психотропные препараты распространены в странах развитого мира очень широко. Если в начале прошлого века любой наркотик свободно продавался в аптеках, а у людей даже мысли не возникало, чтобы использовать его в качестве одурманивающего вещества, то сейчас нет клуба, дискотеки или молодежной компании, где бы ни использовался этот яд. Торговцы «смертью» стараются расширить свой бизнес. Для этого им необходимо «подсадить» очередную жертву на наркотик. Вот почему первые дозы он охотно даст бесплатно. «Пробуй, балдей», – говорит он. Жертва не понимает, что через несколько доз она сама будет бегать за торговцем и за любые деньги умолять дать очередную дозу, а торговцу именно этого и нужно. Так они становятся богатыми, и их не волнуют искалеченные судьбы их жертв, поэтому подросткам сейчас искать наркотики не нужно: они сами их найдут и приучат к себе, схватят мертвой хваткой и не отпустят, пока не убьют. Слишком много социальных факторов влияет на распространение наркотиков. В Афганистане их производство для многих крестьян является единственным источником доходов. В Центральной Азии огромное число граждан молодого возраста не имеет работы и вынуждены заниматься транспортировкой наркотиков в Европу. В России социальная неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, нищета и безысходность толкают юные души к тому, чтобы, как писал В.Высоцкий: «Нам осталось уколоться и упасть на дно колодца, там пропасть на дне колодца, как в Бермудах, навсегда». Поэтому правоохранительные органы и не справляются с наркотической заразой. Не зря же в некоторых городах родители сами собираются вместе и идут громить наркотические притоны.

Единственный способ уберечь ваших детей от наркотиков – это просветительская работа и строгий контроль родителей. Только сам подросток может удержать пион от пагубной привычки.

Теперь нужно рассмотреть вопрос, как осуществлять контроль над подростком, Он же сам никогда не признается, что употребляет наркотики. Начнем с его внешнего вида и поведения. Наркотическое опьянение очень похоже по внешним проявлениям на алкогольное, но при этом запаха алкоголя нет. Может быть благодушное, веселое настроение, но могут быть и злобная оглушенность, тоска, депрессия. Кожа бледная, зрачки или сужены, как мелкие бусинки, или расширены, как два пятака. Координация движений всегда нарушена. При внимательном исследовании вы можете обнаружить следы от инъекций. Опытные наркоманы стараются в вены на руках уколы не делать − это слишком заметно. Поэтому нужно проверять все тело: следы могут быть в самом неожиданном месте.

При наркотическом опьянении изменяется речь. Она становится или ускоренной, или замедленной. Часто подросток старается говорить подчеркнуто выразительно, внятно и многословно. При употреблении растворителей красок и клеев речь становится отрывистой, ответы − короткими. Психотропные вещества дают непоследовательные и поверхностные суждения. Анаша, гашиш, марихуана приводят к необъяснимому веселью, Подросток хохочет над обычными словами и поступками. Хохот у него гомерический, он долго не может остановиться, а, успокоившись на короткое время, хохочет снова.

Существуют и некоторые другие признаки применения подростком наркотиков:

  1. 1)систематические уходы из дома и пропуски занятий в школе;
  2. 2)нарастающая лживость и скрытность;
  3. 3)наличие у подростка кулечков с неизвестными веществами, пузырьков, капсул, ложечек и шприцев;
  4. 4)заметное ухудшение учебы, бессонница, невозможность сосредоточиться на любом деле;
  5. 5)резкая смена настроения, которая стала происходить намного чаще, чем у нормальных подростков;
  6. 6)пропажа из дома денег, ценностей, книг, одежды.

Что же используют наши дети? Чаще всего взрослые об этом даже не догадываются. Девиз некоторых подростков: «Кайф любой ценой!» Они экспериментируют с любыми препаратами в аптеках, лишь бы дурило. Недавно один из них мне признался, что может из совсем безобидных таблеток, продающихся в аптеке без рецепта составить адскую смесь, сшибающую с ног. О последствиях таких экспериментов они не думают. Почему-то считают, что будут жить вечно, но, как правило, не доживают и до 30 лет. Изощренности людей в поисках кайфа можно только удивляться. Мне рассказывал тюремный врач, как его подопечные заключенные (в основном молодые) достигают состояния опьянения. Из подручных материалов делают устройство, похожее на иглу, протыкают ею вену и вдувают туда воздух. Пузырьки воздуха по сосудам достигают мозга и частично закупоривают некоторые его отделы. Недостаток кислорода приводит к мозговым явлениям, напоминающим опьянение. Людей,

проделывающих такие эксперименты над собой, не волнуют ни антисанитария, могущая привести к заражению крови, ни воздушная эмболия (закупорка) сосудов мозга, сердца или легких, которая может привести к мгновенной смерти. Если бы мне это рассказал не тюремный врач, никогда не поверил бы в такое. Получается, что самооценка таких людей равна абсолютному нулю. О ней даже шпорить бессмысленно. Для них жизнь не представляет никакой ценности. Они не дорожат ею и поэтому так легко забирают чужую.

Но вернемся от ужасов к нашим подросткам. Итак, ассортимент одурманивающих средств, осваиваемых подростками, все время расширяется. Большинство из них основано на сильном отравлении своего организма, которое сказывается в первую очередь на печени. Печень не справляется с дезинтоксикацией организма и в ответ выделяет специфические вещества, приводящие к галлюцинациям. Подросток не понимает, что для того, чтобы «побалдеть», нужно перед этим убить свою печень. Заканчивается это циррозом и смертью, потому что регенеративные способности у печени не беспредельны.

Чтобы отравить организм, подростки используют яды, которые можно купить в магазине. Это продукты бытовой химии. Например, ацетон, бензин, бензол − кровяные яды, дихлофос − нервно-паралитический яд. Знакомство с этими веществами начинается уже с младшего школьного возраста. Дети не понимают их опасности. Дальнейшее применение ядов приводит к деградации мозга, и понимать опасность становится уже нечем, хотя ребенок чувствует, что печень превратилась в камень. Обычно этим злоупотребляют дети, лишенные нормального родительского воспитания. Но они дружат с нормальными детьми и за собой в адский круговорот могут затянуть и их тоже.

Рассмотрим, как дети травятся бензином: смачивают ткань или наливают в небольшой сосуд и подносят к лицу. От вдыхания яда происходит вначале раздражение верхних дыхательных путей и слизистых оболочек лица. Это происходит в первые 10 мин. Возникают жжение в носу и глотке, кашель, покраснение лица и глазных склер. Учащается пульс, расширяются зрачки, нарушается координация движений. Если ингаляция паров продолжается еще 20 мин, наступает состояние оглушения. Подросток перестает правильно ориентироваться во времени и пространстве, у него возникают галлюцинации. Чаще всего они носят устрашающий характер, но именно это им нравится. «Страшно и интересно», − комментируют позже они свое состояние. Галлюцинации продолжаются от 10 мин до получаса, но состояние оглушенности сохраняется значительно дольше. Контроль над поведением нарушен. Подросток может закурить и от остатков бензина получить сильные ожоги лица и дыхательных путей. Иногда такие ожоги заканчиваются летально. Систематическое употребление бензина приводит к отеку легких со всеми вытекающими последствиями этого страшного недуга. Сильные поражения получают мозг, печень и почки.

Растворители на основе ацетона и его производных дают несколько иную картину галлюцинаций. Подросток может «заказать» картинку. Он видит то, что хочет – это приключения, сражения, драки, сцены сексуального насилия. Сцены ярки, содержательны и насыщены событиями. Если в этот момент прервать состояние наркотизации, подросток становится невменяемым и агрессивным. Он может нанести повреждения и себе, и окружающим. Вред от ацетона такой же, разве что легкие страдают в меньшей степени, но печени все равно надолго не хватит.

Следующим по популярности ядом, применяемым подростками, являются производные конопли. Названий у них много, но воздействие на организм одинаковое. Все зависит от содержания в растении алкалоида, воздействующего на организм. У южных сортов конопли его много, а у северных значительно меньше. Наиболее известные названия − марихуана, гашиш, анаша, план. Собирают и высушивают верхние части стебля и листья.

При употреблении анаши полного отключения сознания не происходит. Препарат вызывает галлюцинации и искажает действительность. Автор однажды вынужден был ехать с молодым человеком, который беспрерывно курил папиросы со специфическим запахом и несся по улицам Москвы на скорости более 100 км в час. Я поинтересовался с тревогой, как он может совмещать эти функции. Можно потерять контроль над собой и погибнуть. На это он ответил, смеясь, что контроля он никогда не теряет. Просто, чем больше накуришься, тем более узкой кажется дорога. Я к нему присмотрелся и по красным глазам и нездоровой коже понял, что он наркоман со стажем.

Среди подростков бытует мнение, что анаша способствует сексуальной активности. Это миф, который распространяется продавцами наркотиков. Многие наркотические вещества, в том числе и алкоголь, на первых порах увеличивают или стимулируют сексуальную активность. В первую очередь они снимают психологические запреты (тормоза), но это ненадолго. По мере отравления организма начинает страдать нервная система. В первую очередь развивается бессонница, за ней – неврастения и неврозы. Невротики никогда не отличались сексуальной активностью, наоборот, у них с сексом большие проблемы. У людей, употребляющих тяжелые наркотики, с сексом начинаются проблемы очень скоро, и через некоторое время противоположный пол их и вовсе не интересует.     

При выходе из состояния наркотического опьянения у подростков возникает непреодолимое чувство голода: они буквально опустошают холодильник. Поэтому неестественный аппетит ребенка должен сразу насторожить родителей.

Основной способ применения препарата − курение.

Анашу смешивают с табаком и забивают папиросы, которые удобнее сигарет. Делают и самокрутки, «козьи ножки». По своеобразному горению этого изделия его в народе прозвали косяком. Бытует еще один миф, что привыкания к анаше не происходит. Автор много беседовал с наркологами, и все в один голос говорили, что труднее всего вылечить анашистов. Да, анаша не убьет человека за несколько лет, как тяжелые наркотики, но у анашистов со стажем сильно снижаются интеллект и те же сексуальные возможности. Посоветуйте подросткам задуматься вот о чем: сорокалетние наркоманы бывают. Они привыкают к наркотикам чаще всего по причине необходимости, применения сильнодействующих болеутоляющих препаратов, но пятидесятилетних наркоманов уже не бывает, не говоря уже о шестидесятилетних. Сколько лет проживут ваши дети, если хотят «кайфовать»? Обязательно спросите об этом у них.

Самые страшные препараты − это так называемые тяжелые наркотики. В первую очередь к ним относят производные опиума, который получают из сока мака Очищенный опиум получил название героина. В медицинских целях, в качестве обезболивающего средства, используется препарат, получаемый из героина, который называется морфин. Этот препарат строгого учета и применения. Все производные опия вызывают сильный эйфорический эффект. Привыкание наступает катастрофически быстро. Для некоторых людей достаточно одной инъекции, чтобы получить наркотическую зависимость. После эйфории наступает синдром абстиненции, который в народе называют ломкой. Это чрезвычайно мучительное состояние, сопровождающееся сильными болями во всем теле. Снять состояние ломки можно только новым приемом препарата. Всякий раз для появления эйфории требуется все большая и большая доза, потому что организм привыкает к препарату. Наркоман со стажем вводит себе однократно дозу, равную 10 смертельным дозам для обычного человека. Организм от таких доз просто разваливается и однажды не выдерживает очередной лошадиной дозы. Тогда говорят, что человек умер от передозировки. Удерживать дозу стабильной невозможно. Ломка не даст этого сделать. Поэтому финальная часть у всех наркоманов одинаковая − передозировка. Именно поэтому героин у специалистов-наркологов называют «белая смерть». Такой же отравой является и кокаин, но в России его мало, и он очень дорогой.

Для подростков и героин, и тем более кокаин, являются слишком дорогими препаратами, поэтому они используют кустарно приготовленные опийные препараты. Это «ханка» и «бинты», приготовленные из млечного сока мака. Бывают, что и просто настаивают головки мака в горячей воде и пьют. Из-за огромного количества примесей токсический эффект выражен намного сильнее. Кроме того, подростки не могут знать дозу, которую они употребили в том или другом случае. Мне один подросток признался, что однажды они с приятелем наварили маковых головок на рыбалке и напились этого раствора. Потом им объяснили, что они остались живы только потому, что рядом рыбачили мужчины и на своем автомобиле успели доставить их в приемный покой местной больницы. Чаще всего опиумные препараты вводят внутрь в виде инъекций, но могут и курить, жевать, сосать, вдыхать, нюхать. Лишь бы загнать яд в организм. Применение опиатов вызывает миоз – резкое сужение зрачков, поэтому опытные наркоманы носят темные очки.

Во время опьянения наркоманы малоподвижны, умиротворены, испытывают полный душевный и физический комфорт. Их посещают всевозможные фантазии, грезы, сцены исполнения желаний и всякий прочий приятный бред, хотя в этом состоянии сознание не отключено. Не дай бог потревожить наркоманов в этот момент. Тогда они становятся крайне агрессивными. За «сломанный кайф» можно поплатиться серьезными побоями, а то и того хуже. В странах Востока с давних времен существовали опиумные комнаты, в которых наркоманы возлежали на подушках, курили кальян с опиумом и получали удовольствие. Но слово «кайф» пошло не оттуда. Оно куда ближе к нормальным людям. С арабского это понятие переводится как отдых в оазисе после трудного перехода по пустыне. «Кайф» в прямом смысле этого слова куда лучше, но как это объяснить подросткам?    

Амфитамины − это еще одни вещества, популярные в молодежной среде. Они способствуют резкому увеличению работоспособности и похудению, разработаны для военного применения, для увеличения стойкости и боеспособности солдат во время ведения боевых действий. Были они и в Советской Армии, но применялись крайне ограниченно. Американскими войсками во время войны во Вьетнаме применялись куда более широко. У молодежи эфедрон называется «мулька», а перветин − «винт». Эти препараты выпускаются в виде круглых таблеток, поэтому у «специалистов» имеется обобщающее название – «колеса». Эти средства не вызывают и не должны вызывать эйфории. Наоборот, их употребление способно вызвать агрессию, гнев, припадки ярости как против себя так и против окружающих. Возможны случаи самоубийств под влиянием этих таблеток. Надо заметить, что у всех наркоманов бывают состояния сильной депрессии, и тогда они способны на самоубийство. За всеми наркоманами и алкоголиками «ходят черти», как говорят в народе.

Главной характеристикой, ради чего употребляют амфитамины, является способность резко активизировать психическую деятельность, снимать усталость и сонливость. Подростки, поддерживая себя препаратом, могут сутками напролет бодрствовать, танцевать, веселиться, заниматься своими делами. Цена за такую активность огромна: расходуются все резервы организма. Подросток может за несколько дней превратиться в изможденного старика. Кроме этого, злоупотребление таким препаратом ведет к деградации мозга. Именно поэтому эти препараты не получили широкого применения в армиях мира.

Еще один сильный психотропный препарат ЛСД − диэтиламид лизергиновой кислоты. Получен из грибов, произрастающих где-то в Америке. С ним длительное время велись опыты для создания боевых отравляющих веществ, временно выводящих из строя. Это так называемое гуманное оружие. Были получены неплохие результаты и некоторые из производных лизергиновой кислоты приняты на вооружение. Применялись ли они в вооруженных конфликтах, автору неизвестно: в широких масштабах нет, а в спецоперациях вполне возможно.

Первыми ЛСД попробовали на себе студенты американских некоторых вузов и обнаружили такие откровения из пространства и времени, что построили на употребление этого препарата целую религию. ЛСД воздействует на психику особым образом. С самого начала он нарушает взаимодействие полушарий мозга, и человек разделяется на два «я», потом то «я», которое отвечает за наше воображение, расплывается на всю вселенную. Появляются ощущения расплывчатости своего тела, распространения его на огромные пространства, отсутствия конкретных форм. Но может возникнуть конфликт двух «я» между собой. Тогда состояние становится мучительным. Воздействие наркотика зависит от индивидуальных особенностей психики конкретного человека. Наркотическое опьянение может продолжаться несколько суток. Выход из него тяжелый: человек ощущает слабость, развитость, потерю работоспособности. Впоследствии недомогания сохраняются от 3 суток до недели. Есть отдельные группы людей, которые после однократного приема ЛСД становятся неизлечимыми шизофрениками. Именно на базе этого препарата велись работы (а возможно, ведутся и сейчас) по подчинению себе человека для работы на себя или на определенные цели. Все это засекречено, информации по этим работам публикуется мало. Поэтому лучший совет держаться от ЛСД подальше, чтобы не закончить свои дни в «дурном доме».

Итак, мы разобрали основные типы наркотиков, которые могут применяться подростками. Теперь перечислим общие признаки наркотизации, которые должны заставить любого родителя обратить внимание на своего сына или дочь.

Прежде всего, это изменение внешнего вида подростка. Кожа или слишком бледная, или, наоборот, покрасневшая, под глазами черные круги, сильная, не свойственная окружающей температуре, потливость, вялость, потеря работоспособности. У систематически употребляющих наркотики подростков возникает парез мелки (мимических) мышц лица, т.е. утрачивается их подвижность, лицо приобретает туповатое выражение.

Настороженность должно вызвать и изменение отношения к себе. Если ребенок вдруг стал очень неряшливым и неаккуратным, это тревожный признак.

Изменяется характер подростка, в течение суток много раз меняется настроение. Подросток то вспыльчив и агрессивен, то, наоборот, подавлен и даже плаксив.

Резко меняется круг друзей. Старые испытанные, школьные друзья уходят на задний план, а их место занимают другие, не заслуживающие уважения личности. У подростка меняются увлечения, чаще он просто бросает свои прежние занятия и пропадает на улице.

Если у вас появилась уверенность, что ваш ребенок попал в химическую или наркотическую зависимость (и алкогольную тоже), вы:

1).        не паникуйте, возможно, вы ошибаетесь;

2).        незаметно для него внимательно понаблюдайте за подростком в течение нескольких дней;

3).        очень тактично и без лишнего шума обсудите поведение вашего ребенка с людьми, которые его тоже наблюдают каждый день и могут тоже заметить изменения его поведения и внешнего вида;

4).        выберите время и место для разговора с вашим чадом;

5).        установите конкретный предмет беседы (что вызывает ваше беспокойство);

6).        не позволяйте ребенку отшучиваться или молчать (это хуже для него);

7).        при любом развитии разговора, как бы горек он ни был, сохраняйте спокойствие и дайте ребенку высказаться;

8).        если ваша уверенность подтвердилась после разговора с подростком, немедленно обратитесь к специалистам (пока без ребенка);

9).        поддержите ребенка, будьте тактичны (истерики только усугубят ситуацию);

10).    разъясните ребенку всю опасность употребления яда;

11).    уговорите его сходить на прием к наркологу;

12).    после лечения изолируйте от людей, которые приучили его к наркотикам.

На этом лекция заканчивается. Классный руководитель благодарит родителей, отвечает на вопросы и заканчивает собрание.

 

 

Тема: «Как ваши дети выбирают профессию?»

 

Цель: познакомить родителей с методикой выбора профессии и результатами тестирования способностей и склонностей их детей.

Участники: родители со своими детьми, классный руководитель, представители ссузов и, возможно, вузов.

Подготовка: провести тест с учащимися по опроснику  Е. А. Климова. Изучить педагогическими методами интересы учащихся в выборе профессии.

Опросник Е.А. Климова

Психолог Е.А. Климов разработал специальный тест, который поможет подростку сориентироваться в своих интересах и желаниях, сделает разговор о профессии более содержательным. Тест не лишен недостатков, например полностью отсутствует даже упоминание о таких очень популярных профессиях, как моряк, летчик, военный, оператор автоматизированного производства. Зато в мире есть профессии-анахронизмы типа машинистки, наборщика, телефониста. Далее в графах классификации тру да разделение на творческие и исполнительские не соответствуют действительности и только отвернут подростка от некоторых интересных из них. Видимо, Е. А. Климов – хороший психолог, но совершенно не представляет cебе производство, тем более современное, автоматизированное и компьютеризированное. Возможно, что тест составлялся слишком много лет тому назад.

Автор может привести пример и еще одной «нетворческой» профессии − газоэлектросварщик. В молоды годы пришлось много плавать на подводной лодке. Один раз у берегов вероятного − тогда − противника на лодке образовалась трещина прочного корпуса с течью забортной воды в отсек. Чрезвычайное происшествие! Назад пришли прямо в плавучий док, а происходило : на Камчатке. Через несколько дней приехали рабочие. Я стоял дежурным по лодке и принимал их лично. Выяснилось, что они прилетели из Северодвинска специально заварить наш корпус. Я не мог скрыть своего удивления: «Разве хороший сварщик на здешнем судоремонтном заводе не мог заварить корпус, что пришлось вызывать мастеров с другой стороны нашей огромной страны?». Тут уже удивились они: «Да знаешь ли ты что варить корпуса лодок вручную имеют право всего пять человек на весь Советский Союз!!!» Ответ меня шокировал. Вот это мастера! А в тесте Е.А. Климова сварщик – простой исполнитель. На взгляд автора, опросник Е. А. Климова нуждается в корректировке.

 

 

Тема: «Проблемы полового воспитания подростков»

 

Цель: обсудить проблему полового воспитания подростков.

Форма: беседа.

Участники: родители, учащиеся, классный руководитель, школьный врач.

Подготовительный этап: пригласить школьного врача, распечатать памятки для родителей.

Ход собрания.

Лекция классного руководителя.

Если внимательно наблюдать за юношескими сообществами в школе, то можно заметить любопытную закономерность. Компании вначале однополые: мальчики сами по себе, девочки сами по себе, иногда они конфликтуют между собой. Затем компании смешиваются, и через некоторое время образуются устойчивые пары, которые могут сохранить дружеские отношения очень долго − десятки лет.

К концу девятого класса девочки завершают свое половое развитие, а юноши немного отстают, но это не влияет на их состояние влюбленности. Влюбленность у подростков связана со стремлением к физической близости и душевной интимности. Кроме этого, по причине огромного влияния средств массовой информации, вседозволенности с пришедшей к нам западной демократией, совершенно доступной порнографией, половое воспитание школьников проходит с большими огрехами. Поэтому все не заканчивается сейчас духовной близостью.

Коллега автора этих строк (женщина) решила провести классный час с девочками на тему полового воспитания. Пригласила и врача. Когда уроки закончились, она была настолько расстроена, что даже не стала обсуждать, как прошел этот классный час. Лишь через несколько дней сказала, что не ожидала такого от своих девочек. Их интересовало только одно: как предохраняться, чтобы не забеременеть и не заболеть СПИДом. Хоть что-то положительное...

Недавно по телевизору показали сюжет из Сыктывкара. Молодой человек в своем личном дневнике, но в Интернете, обругал милицию. Кстати, сервер, где он вел свой дневник, находился в США, и, несмотря на это, суд приговорил его к году тюрьмы (условно). Наши власти стали очень оберегать честь своего мундира. Ведь нашли же его дневник.

А вот что творится в «русском сегменте» Интернета, в отношении сексуальных предложений, и говорить не приходится, и на потоки «грязи» из уст всевозможных ведущих в СМИ не обращают внимания. Одни переводят огромное количество бумаги на книги о воспитании будущего поколения, другие − практически ничего для этого не делают, но те и другие получают очень приличную государственную зарплату.

Теперь мы продолжим дальше беседу о половом воспитании. Как бы ни было много негатива вокруг нас, все равно нужно стремиться растить не распущенных похотливых «животных», а культурных, воспитанных и выдержанных во всех смыслах людей.

Подростки холерического типа созревают в половом отношении раньше своих сверстников. Они более активны, настойчивы и решительны в половом отношении. Их очень трудно переубедить в чем-либо. С такими юношами и девушками нужно быть благожелательными и терпеливыми. Они гарантируют проблемы в отношениях с ними, потому что их характеру свойствен экстремизм. Если они стремятся к чему-то, то удержать их невозможно; если любят, то очень сильно, если ненавидят, то всей душой, бескомпромиссно.

У сангвиников с половым созреванием все нормально. Зато у них проявляются другие недостатки характера. Они дружелюбны и общительны, легко сходятся с другими подростками, поэтому заводят сомнительные связи. Часто принимают необдуманные решения и по этой причине должны контролироваться родителями.

Флегматики отстают в половом развитии. Они сдержанны, спокойны, уравновешенны, но это не должно успокаивать родителей. Под флегматичной оболочкой часто прячется мятущаяся душа. Она замкнута природными рамками постоянной сдержанности, но иногда, при определенных обстоятельствах, вырывается наружу. Тогда ее не остановить.

Не потому ли в народе говорят, что черти только в тихом омуте водятся? Флегматики способны на такие сюрпризы, что трудно даже представить.

Свойства темперамента − природная данность, и ее нужно учитывать при воспитании подростков, особенно таком деликатном деле, как сексуальная сторона жизни. Детей нужно направлять на достижение серьезных и трудных целей. Тогда вся их энергия будет уходить туда. Для таких подростков очень опасно бесцельное времяпрепровождение. Они не знают, куда девать эту энергию, и могут направить ее в сексуальном направлении.

Таким образом, в девятом классе у подростков возрастают эротические интересы. Именно в это время у юношей проходит процесс повышенной влюбчивости (у девочек он проходит раньше). Любовь в этом возрасте очень ранима, и неаккуратное вмешательство родителей приведет к активному протесту как со стороны юношей, так и девушек. В это время объект любви сильно идеализируется. Если при этом отношения не заходят слишком далеко, это нормальное явление, которое не должно быть объектом критики старших.

К сожалению, в настоящее время, в силу вышеизложенных причин, произошло резкое снижение возраста вступления в интимные отношения. Если в прошлые времена беременность несовершеннолетних девочек воспринималась как нонсенс, то сейчас стала частым явлением. Браки между несовершеннолетними заключаются также по причине нежелательной беременности. Многие юноши и девушки добрачные половые отношения считают обязательными, чтобы узнать, подходят ли они друг для друга физиологически.

Некоторые родители вообще отрицают необходимость полового воспитания. Но вокруг столько источников получения информации о сексе, что подросток часто информирован об этом лучше своих родителей. Это в первую очередь Интернет, потом порнографические фильмы, далее литература, а ближе всех − улица со всеми своими пороками.

Родителям нужно обязательно заниматься вопросами полового воспитания. И тут нет ничего стыдного. Лучше начинать разговаривать отцу с сыном, матери с дочерью. Ведь не обязательно смаковать какие-то подробности. Главное − дать правильную установку на будущую жизнь, объяснить все негативные явления как раннего занятия сексом, так и беспорядочной половой жизни. А начинать разговор нужно с банального вопроса: «Откуда берутся дети?»

Возможно, некоторые родители скажут: да и Бог с ними, главное, чтобы предохранялись, а там пусть что хотят, то и делают. Все равно вырастут нормальными людьми. В том-то вся и беда, что нормальными людьми они не вырастут. Пример современных диджеев это подтверждает. Они уже сформировались и «воспитались» в новых условиях. Для них нет моральных ограничений. Есть ведущие, которые не стесняются с подростком почти на всю страну говорить о сексе в извращенном виде. Интересно, его перлы слышат жена, дети, когда он общается с респондентами? Краснеет он после работы перед своей супругой или и она такая же, и, пока он в эфире, спит с двумя мужчинами, а потом делится с ним подробностями?

К несчастью, если у человека нет моральных ограничений в сексе, то у него их нет и в жизни. Если он(а) способен(а) постоянно «предавать» свою супругу (супруга), то он(а) способен предать кого угодно. Что для него душевная боль близкого человека? Пустяк. Половая распущенность не способствует укреплению семей. Рано или поздно «походы на сторону» становятся известными супругам и приводят к серьезным конфликтам и разводам. От таких браков страдают ни в чем не повинные дети. Посмотрите брачные объявления во многих местных газетах. Если раньше искали мужа, спутника на всю жизнь, то сейчас половина объявлений посвящена поискам друга для занятий любовью на сторонe. В основном, это объявления замужних женщин, которых не удовлетворяют богатые, но работающие по 16 ч в сутки мужья. Они понимают, что те дают им все блага жизни, но готовы предать их ради сексуальных удовольствий. Что же у нас будет однажды за общество, состоящее из одних явных и потенциальный предателей?

Вторым негативным фактором ранних интимных отношений является незрелость партнеров. Физиологами давно доказано, что окончательное завершение формирования человека заканчивается к 23 годам. В 15 или 16 лет подростки еще не окрепли ни морально, ни физически. Их половой аппарат (особенно у мальчиков) начинает работать на износ. Неуравновешенная нервная система страдает тоже. Ведь секс − это огромная эмоциональная нагрузка.

Самые яркие впечатления мы получаем при сексуальных отношениях. Так заложено природой. Иначе человечество давно бы выродилось. Обратите внимание на статистику в странах Европы, где никаких сексуальных ограничений не существует, например в Голландии. Там огромное количество мужчин старше 35 лет закапчивают свою сексуальную жизнь. Причина: износ нервной и половой систем и увлечение гашишем. Поэтому попробуйте предложить подросткам альтернативу. Что лучше: начать в 15 и закончить в 35 лет (итого 20 лет)- или начать в 23 и закончить в 73 года (итого 50 лет)? Я думаю, что они согласятся, что заниматься сексом 50 лет лучше, чем 20.

Следующим опасным явлением при беспорядочных  сексуальных отношениях надо считать венерические болезни и СПИД. Подростки легкомысленны и не представляют себе путей передачи инфекции, а, насмотревшись порнографии, уже знают, как избежать беременности с помощью сексуальных извращений. Того, что при этом риск заразиться смертельно опасной болезнью увеличивается во много раз, они не понимают и заражаются.

Исходя из всего вышеизложенного следует признать, что заниматься сексуальным воспитанием нужно обязательно. Обсуждать вопросы пола лучше всего перед началом месячных у девочек и поллюций у мальчиков. Несмотря на это, отдельные беседы на тему, откуда берутся дети, нужно начинать раньше. Если ребенка это вдруг заинтересовало, нужно объяснить примитивно, без подробностей. Я своим детям объяснил это, когда им было 7−8 лет. Я рассказал, что ребенок вырастает из маленькой клеточки, которая спрятана в животике у мамы. Когда же меня спросили, как он оттуда вылезает, я растерялся, но тут подключилась мама и невозмутимо сказала, что из попы. Такого объяснения хватает только маленькому ребенку.

Теперь о более старшем возрасте. Руководствуйтесь следующими правилами.

1. Ведите беседу непринужденно, как по любой другой теме.

2. Старайтесь рассказывать коротко и конкретно. Ребенок не выдержит длинной лекции.

3. Не ограничивайтесь биологическими подробностями, обязательно расскажите о чувственной и духовной стороне этого вопроса. Можете поделиться и своим отношением к сексуальной жизни.

4. Не стесняйтесь мальчикам рассказывать не только про поллюции, но и про менструации у девушек. Девочкам неплохо бы знать про эрекцию, овуляцию и т.д. Подробно объясните, что такое проституция и гомосексуализм и чем эти пороки опасны для людей. Одновременно расскажите о венерических болезнях и СПИДе.

5. Во время разговора ободрите своего ребенка. Говорите, что ничего неприятного в этих разговорах нет. Это естественно. Все когда-то вырастут и будут иметь своих детей. Чтобы их завести, нужно иметь определенные знания. Старайтесь на все вопросы ребенка отвечать в доступной для него форме.

6. Если ответ представляет для вас затруднения, посмотрите в литературе или обратитесь к своему врачу.

7. В конце разговора убедитесь, что вас правильно поняли. Лучшим признаком состоявшегося разговора являются вопросы, которые появятся у вашего ребенка после беседы.

Далее следует предоставить слово врачу, если он присутствует.

После выступления врача следует раздать памятки родителям, поблагодарить всех и попрощаться.

Полезные ссылки

 

uchastnic
 

 

Счетчики посещения сайта